МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
Мероприятие в рамках проекта «Точка роста» от 14.10.2022 года
Исследовательский проект "Река Илька"
Участники: 5 "а" и 5"б" классы при тьюторской поддержки учащихся 10 классов.
Руководители: Занегина А.Н., Кузакова М.А., Марзунова О.Ю.
Классные руководители: Спирина Н.В., Матвеев В. А.
Цель: организация изучения и исследования природного объекта.
Задачи:
1. Разработать маршрут исследовательского проекта.
2. Подготовить исследовательские лабораторий «Физика», «Химия», инструментария для проведения исследования и фиксации результатов исследования проб воды.
3. Провести консультацию по организации тьюторской поддержки учащихся 10 классов.
4. Реализовать программу проектных действий.
Результат: обучающиеся, работая с картой, узнали о географических особенностях реки "Илька" (исток, устье, притоки); посетив реальный объект, измерили ширину, глубину воды в реке, её температуру; рассчитали скорость течения и степень водонаполненности. Работая с пробой воды реки, исследовали физические и химические свойства речной воды; на творческом этапе проектной деятельности выпустили листовки по защите реки Илька.
Фотоотчет:
1.Организационный этап: Деление классов на проектные группы и организация познавательной экскурсии на природный объект.
2. Результат изучения физических параметров реки:
Река Илька течет с восточного в западном направлении, её глубина в среднем около
скорость течения реки оказалась равной 0,6 м/сек или 60 см/сек, полноводность реки 1,8 м³/ сек.
Ребята взяли пробу воды для дальнейших исследований.
учащихся измерила температуру воды: от 2°С до 3°С.
Все группы работали дружно!
Этап 3. Физическая лаборатория (руководитель Марзунова О.Ю.)
При выполннии исследований ребята узнали физические свойства воды:
прозрачность, отсутствие цвета и вкуса, а также, каких-либо осадков. Речная вода хороший растворитель некоторых веществ (на примере соли), но не растворяет многие вещества (на примере мела, песка).
Ребята измерили плотность речной воды, она оказалась немного больше 1 г/ см³.
Этап 4. Химическая лаборатория (руководитель Кузакова М.А.)
Ребята выполнили серию химических опытов: измерили рН речной воды, (показатель - 7,0).
Ребята экспериментально определили, что вода в реке "Илька" имеет показатель - "жесткость".
Участники определяли наличие сульфат-анионов (от 5 до 10), наличие хлорида аниона (от 1 до 10).
Этап 5. Географический.
Река Илька берет начало на ледниковых отрогах хребта Цаган-Дабан, течет с восточного в западном направлении, устье реки - река Брянка. Река Брянка впадает в Уду. Уда впадает в Селенгу. Селенга несет свои воды в озеро Байкал.
о карте ребята определили название водных притоков реки Ильки: Уханда, Тарбагатайка, Горхон, Ташеланка, Кижа, Мазен-Хул.
А также выяснили, что некоторые, ранее существовавшие притоки, исчезли за последние 30 лет. Это: Сангон, Бута, Верхний Хангатай, Грязный ключ. Высохли многие родники и мелкие ручьи.
Этап 6. Экологический.
Общее мнение наших исследователей, по какой причине обмелела река Илька - это активные вырубки деревьев на огромной водозборной территории реки. А ведь наша река Илька питает своей чистой водой Байкал. Ребята выпустили творческие листовки в защиту малых рек, озера Байкал.
***
Методические рекомендации (письмо Минпросвещения от 01.11.2021 г. № ТВ-1913/02)
Руководство по проектированию и дизайну образовательного пространства
Руководство по оформлению фирменного стиля
приказ управления образования АМО "Заиграевский район" от 11.01.2022 г. № 9 "О создании центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2022 году"